№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание занятия |
1. |
МОДУЛЬ 1: ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ РАБОТЫ C LEGO® MINDSTORMS® EV3 |
||
1.1. |
Введение и история робототехники. Знакомство с оборудованием: набор LEGO® MINDSTORMS® EV3 Education. |
1 |
Изучение основ робототехники, объяснение, что такое «робот», рассмотрение разновидностей роботов и области их применения. Знакомство с историей развития, с содержимым комплекта LEGO®: электронные компоненты, шестеренки, колеса, оси, конструкционные элементы. |
1.2. |
Классификация деталей. |
1 |
Названия и принципы крепления деталей. Практическое задание построить как можно более высокую башню из всех возможных деталей конструктора. |
1.3. |
Моделирование образовательного робота в программе LEGO® Digital Designer. |
1 |
Знакомство с программой 3D моделирования LEGO® Digital Designer. Создание трехмерных моделей конструкции из EV3. |
Всего часов для модуля 1 |
3 |
||
2. |
МОДУЛЬ 2: ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ |
||
2.1. |
Механизмы. Передаточное число. |
1 |
Изучение механизмов. Виды механической передачи. Передаточное отношение. Практическое задание построить редуктор с заданным передаточным отношением. |
2.2. |
Механическая передача, мультипликатор. |
1 |
Практическое задание построить мультипликатор с заданным передаточным отношением. |
2.3. |
Сборка и управление одномоторной тележкой:
Часть 1. |
1 |
Практическое задание построить одномоторную тележку и управление динамо-машиной. |
2.4. |
Сборка и управление одномоторной тележкой:
Часть 2. |
1 |
Практическое задание управление динамо-машины с задним и передним приводами. Перевод в полный привод. |
Всего часов для модуля 2 |
4 |
||
3. |
МОДУЛЬ 3: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОМ |
||
3.1. |
Программное обеспечение EV3. |
1 |
Установка ПО, знакомство со средой программирования LEGO® MINDSTORMS® EV3. |
3.2. |
Шагающие роботы. Программный блок Большой мотор.
|
1 |
Сборка шагающего робота. Знакомство с палитрой программирования Действие. Первая программа с использованием блока Большой мотор. |
3.3. |
Учебное соревнование «Сумо шагающих роботов».
|
1 |
Правила и поле для проведения соревнования. Участие в учебных соревнованиях «Сумо шагающих роботов». |
3.4. |
Сборка и программирование базового робота. |
1 |
Сборка по инструкции двухмоторного базового робота. |
3.5. |
Программный блок Рулевое управление. |
1 |
Изучение блока Рулевое Управление и его настроек, изучение механизмов поворота робота на различные углы, написание программы для поворота робота на заданные градусы. |
Всего часов для модуля 3 |
5 |
||
4. |
МОДУЛЬ 4: ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ЛАБИРИНТА |
||
4.1. |
Практическое выполнение задания «Лабиринт» с помощью энкодера. Программный блок Независимое управление моторами. |
1 |
Правила и поле соревнования «Лабиринт». Алгоритм прохождения лабиринта. Программа с блоком действия Независимое управление моторами для участия в учебных соревнованиях. |
4.2. |
Датчик Касания. Программный блок Ожидание. |
1 |
Исследование принципа работы датчика Касания. Изучение программных блоков датчик Касания, Ожидание. |
4.3. |
Практическое выполнение задания «Лабиринт» с помощью датчика касания. |
1 |
Дополнение базового робота. Программа с блоками Ожидание, датчик Касания для участия в учебных соревнованиях «Лабиринт». |
4.4. |
Программный блок Цикл. Практическое выполнение задания «Лабиринт» с помощью датчика касания и цикла. |
1 |
Изучения программного блока Цикл. Программа с блоками Цикл, датчик Касания для участия в учебных соревнованиях «Лабиринт». |
Всего часов для модуля 4 |
4 |
||
5. |
МОДУЛЬ 5: ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СРЕДЕ EV3 | ||
5.1. |
Программирование с использованием блоков Экран, Звук, Индикатор состояния модуля. |
1 |
Изучение и использование в программировании блоков Экран, Звук, Индикатор состояния модуля. |
5.2. |
Параллельное программирование. Датчик вращения мотора. Сборка пульта управления на двух датчиках Касания. |
1 |
Сборка и программирование по инструкции пульта управления на двух датчиках Касания. Возможности параллельного программирования. |
5.3. |
Учебное соревнование «Сумо на пультах управления». |
1 |
Дополнение и усовершенствование робота- сумоиста. Программа и участие в учебном соревновании «Сумо на пультах управления». |
5.4. |
Мой блок. |
1 |
Эффективные
программные решения классических задач с помощью собственных блоков. |
Всего часов для модуля 5 |
4 |
||
6. |
МОДУЛЬ 6: АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ РОБОТА |
||
6.1. |
Условный программный блок Переключатель. Простейший релейный регулятор. Практическое задание «Собачка». |
1 |
Применение блока Переключатель. Практическое выполнение задания «Собачка» с использованием блока Переключатель. |
6.2. |
Применение регуляторов. |
1 |
Применение и использование регуляторов в робототехнике. |
6.3. |
Ультразвуковой датчик. Практическое выполнение задания «Лабиринт» с помощью ультразвукового датчика на основе простейшего релейного регулятора. |
1 |
Изучение ультразвукового датчика и его режимы работы. Использование и программирование ультразвукового датчика в учебных соревнованиях «Лабиринт». |
6.4. |
Датчик цвета и его режимы работы. Программный блок Математика. |
1 |
Знакомство с датчиком Цвета, его настройками и принципом работы. Написание программы для определения цвета объекта. Применение блоков из палитры операции с данными. |
6.5. |
Практическое выполнение задания «Кегельринг» с помощью датчиков Ультразвука и Цвета. |
1 |
Правила и поле для соревнования «Кегельринг». Сборка робота. Программа с применением датчиков Ультразвука и Цвета для участия в учебных соревнованиях. |
6.6. |
Практическое выполнение задания «Сумо» с помощью датчиков Ультразвука и Цвета. |
1 |
Дополнение и усовершенствование робота. Программа с применением датчиков Ультразвука и Цвета для участия в учебных соревнованиях. |
6.7. |
Практическое выполнение задания «Езда по линии» на основе релейного регулятора. Часть 1. |
1 |
Применение релейного регулятора. Программирование и управление роботом с помощью датчика Цвета. |
6.8. |
Практическое выполнение задания «Езда по линии» на основе релейного регулятора. Часть 2. |
1 |
Выполнение задания «Езда по линии» с помощью датчика Цвета на основе простейшего релейного регулятора. |
6.9. |
Практическое выполнение задания «Езда по линии» на основе пропорционального регулятора. Часть 1. |
1 |
Применение пропорционального регулятора. |
6.10. |
Практическое выполнение задания «Езда по линии» на основе пропорционального регулятора. Часть 2. |
1 |
Выполнение задания «Езда по линии» с помощью 1 датчика Цвета на основе П-регулятора. |
6.11. |
Практическое выполнение задания «Езда по линии» на основе пропорционального регулятора. Часть 3. |
1 |
Выполнение задания «Езда по линии» с помощью 2 датчиков Цвета на основе П-регулятора. |
6.12. |
Гироскопический датчик. Точные повороты. Часть 1. |
1 |
Знакомство с принципом работы Гироскопического датчика. |
6.13. |
Гироскопический датчик. Точные повороты. Часть 2. |
1 |
Программирование «Упрямого робота» на основе пропорционального регулятора. |
6.14. |
Зачет. |
1 |
Закрепление полученных знаний путем конструирования собственных моделей и написания программ. |
Всего часов |
34 |
Знакомство с конструктором, основными деталями и принципами крепления. Создание простейших механизмов, описание их назначения и принципов работы. Создание трехмерных моделей механизмов в среде визуального проектирования. Силовые машины. Использование встроенных возможностей микроконтроллера: просмотр показаний датчиков, простейшие программы. Знакомство со средой программирования EV3, базовые команды управления роботом, базовые алгоритмические конструкции. В процессе решения различных задач происходит ознакомление с новыми структурами EV3. К ним относятся циклы, ветвления, параллельные задачи, мои блоки и пр. Простейшие регуляторы: релейный, пропорциональный. Участие в учебных состязаниях.